Простые истины для родителей
Зачастую случается так, что простые жизненные ситуации и отношения, которые мы совсем не замечаем могут сыграть существенную роль в развитии Вашего ребенка. Дети воспринимает окружающий мир с откровением, на которое взрослые уже не способны. И поэтому каждая мелочь может отложить слой след в формирующемся сознании ребенка. Поэтому этот раздел и назван «Простые истины для родителей». Чтобы освоить их не нужно иметь специальных навыков, нужно просто взять в привучку эти простые правила в общении с детьми и в семье. И поверьте, в скором времени Вы почуствуете изменение атмосферы семейных отношений, а самое главное ребенок порадует Вас новыми достижениями.
С чего начинается утро или слово «здравствуй»
В каждой семье утром должны звучать слова приветствия, настраивающие домашних на хороший удачный день, а вечером – пожелания спокойной ночи.
Для психологического комфорта ребенку важно утром услышать: «Вставай, пожалуйста, моя радость!» или «С добрым утром, мое солнышко!»
Нельзя заставлять ребенка здороваться, если он в силу какой-то причины при встречи с взрослым молчит, и тем более учить его и требовать выполнения правил приветствия при посторонних.
Добрые слова
Уважаемые родители! Обратите внимание на улыбку вашего малыша. Она обозначает очень многое. Помните, что улыбка не является признаком несерьезности или легкомыслия.
Желательно научить ребенка накапливать позитивные эмоции, видеть хорошее и радостное в окружающем, переживать праздничное состояние жизни.
Помните, что ребенок всегда очень внимательно следит за нашими реакциями на те или иные события и принимает их.
Делайте ему меньше замечаний и критических высказываний, больше хвалите.
Не забывайте, что дошкольники любят, когда их хвалят, и стараются для этого сделать много хорошего.
Хвалите и благодарите детей за помощь, отмечая при этом достоинства: ты сильный, ловкий, умелый, заботливый, внимательный, добрый.
Общение в семье
Пожелания родителям:
- -Чаще и больше разговаривайте с ребенком;-Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами;-Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой?», «А если бы…», «Придумай слово»;-Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки;-Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…;-Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку. Используйте словарь.
Советы родителям:
- -Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком;-Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка;-Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время;-Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми;-Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи;-Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2 -3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые;-Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.
О чем говорить с ребенком?
Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, с вопросами к ним?
Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое?
Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки?
Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогическая и монологическая.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).
Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать.
Ну, а теперь, немного посложнее… Не стоит переживать все довольно доступно и самое главное ВАЖНО!
Логоритмика и развитие речи
Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами. Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте. Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями.
Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление), делает речь выразительной. В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи – коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей. В историческом развитии человека (если за основу брать Дарвиновскую теорию происхождения человека от обезьяны) сначала появились жесты и звукокомплексы, которые окантовывались ритмом, то есть чередованием ударных и безударных слогов. Это придавало интонационную окраску общению.
Отсюда исходит вывод, что умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка. Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Почему музыка? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.
Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции. Таким образом, связь движений и речи помогает нормализовать состояние мышечного тонуса; освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости; развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции; способствует регулированию темпа и ритма речи; устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.
На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие и укрепление мимической мускулатуры;
- развитие силы, высоты, тембра голоса;
- совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
- развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
- развитие эмоционального мира ребенка и воображения;
- развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;
- развитие чувства ритма и координации движений;
- формирование пространственных представлений и схемы тела (например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ);
- снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
- интонационно-мелодическое развитие речи.
Логоритмические занятия включают:
- Двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
- Дыхательные упражнения;
- Упражнения для развития мышечного тонуса;
- Счётные упражнения;
- Вокальные упражнения;
- Слушание музыки;
- Чтение стихов под ритм или музыку;
- Ударный оркестр;
- Самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика.
Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие.
Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.
Логоритмика – праздник красивой речи
Как часто логопеду приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!», « Невозможно удержать его на месте дольше секунды!», « У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!», и т.д и т.п…. Действительно, в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Современные родители прекрасно понимают суть проблемы и стараются не тянуть с визитом к логопеду. Обследование уровня речевого развития ребенка начиная с самого раннего возраста – норма. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами-практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – РИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Кому полезна логопедическая ритмика?
Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Как строится занятие?
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:
- Нормализация темпа и ритма речи
- Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
- Развитие слухового внимания
- Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
- Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)
- Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
- Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
- Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.