На заметку педагогам

На заметку логопеду

Неподготовленный диалог

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательное атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие. Ребенок охотно вступает в контакт с взрослыми, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.
Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренные. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей, во время прогулок, игр, режимных процессов.

Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего. учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». (К.Д.Ушинский)

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами. Ребенок должен понять содержание речи по тону воспитателя. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, загадки.
 
Для формирования диалогической речи используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоение речевого этикета.

Для развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте большое значение имеет совместная деятельность. В процессе ее возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий. Устанавливается контакт и поддерживается взаимосвязь, происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность. При этом главными условиями для развития диалогической речи являются инициативность и активность самого ребенка, которые должны всемерно побуждаться и поощряться. Установлено, что влияние совместной деятельности детей на диалогическую речь значительно повышается, если им показать, что ее успех зависит от умения общаться, договариваться. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Воспитание культуры речи у детей

Речевое поведение человека – сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с место рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности. По мере того как вырастает человек, речевое поведение становится привычным для него, поэтому оно выражается в требуемых окружающими стереотипных высказываниях с одной стороны, и с другой стороны – в каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях.

Речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш, например, говорит: «Приходите к нам вчера». «Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т.п. Подобно словотворчество, не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей родного языка.

Вот почему педагоги и родители должны понять, что вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детской речи. Разговаривая с ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое развитие. Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи, как следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление рассказывать может пропасть).

Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения. Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его о том, что он сделал, построил, вылепил, нарисовал, смастерил и т.п.

Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее). Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манера говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

В детском саду воспитатели и дома родители должны следить за тем, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи? Все это и многое другое необходимо понять в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.

Важно знать, что наша речь – это не только набор слов, передающий информацию, эти слова составляют звучание, причем разное: громкое, тихое, резкое, мягкое, красивое мелодичное или обрывистое. Малыш по этим признакам чувствует, что Вы хотите сказать, какое у вас настроение и что Вы собираетесь делать. Чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет, возникают следующие задачи воспитания:

  • формировать у ребенка культуру речи;
  • учить его четко и ясно произносить слова;
  • правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
  • вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
  • не перебивать говорящих;
  • внимательно выслушивать указания старших;
  • говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
  • не вульгаризировать речь словами-сорняками;
  • спокойно и скромно держать себя во время разговора.