Логопедическое обследование

Логопедическое обследование это комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта», которая является итоговым результатом фиксирующим диагноз.

Для примера, ниже я выложила примерный образец «речевой карты», который поможет представить объем работ выполняемый в процессе обследования.
 

Речевая карта

1. Фамилия, имя

2. Возраст

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности  (токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

9. Вскармливание:

    а) когда принесли кормить

    б) как взял грудь

    в) как сосал

    г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома    , если задержался, почему

 

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с        /1,5 мес/

2. Сидит с                        / 6 мес/

3. Стоит с                        /10 мес/

4.  Ходит с                    /11-12 мес/

5. Первые зубы               /6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

До года…

После года….

Инфекции…

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Гуление……..                                          /2 мес./

Лепет…..                                                  /6 мес./

Первые слова….                                     /к 12 мес./

Первые фразы….                                    /к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Речевая среда………

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…


2. Состояние слухового внимания:

    *покажи, какая игрушка звучала

    *выполнение 2-3-х ступенчатых  инструкций    (открой   рот  и  закрой глаза,  …..)


3. Зрительное восприятие

    * основные цвета (количество)

    * оттеночные цвета 

    * подбор картинок к цветовому фону…


4. Ориентация в пространстве:

    а) в собственном теле – правая, левая сторона

    б) в пространстве – правая левая сторона

    в) вверху, внизу, спереди, сзади


5. Ориентация во времени:

    *Утро, день вечер, ночь

    *Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    *Сначала, потом, сейчас


6. Различение геометрических форм:

    а) в активе

    б) в пассиве


7. Счет: прямой

              обратный

              счетные операции


8. Логическое мышление

    а) выделение 4-го лишнего:

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

    б) классификация предметов: назови одним словом:

        - свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

        - сапоги, туфли, тапочки, валенки.

        - блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

        - шкаф, стол, кресло, тумбочка.

        - синица, ворона, утка, воробей.

        Автобус, электричка, трамвай, самолет.


9. Общая моторика:

    - ловкий, неуклюжий…

    - прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

1. Губы:

   Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

   Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

2. Зубы:

   Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

    Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

    Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.


. Прикус:

    Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.


6. Язык:

    а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

    б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

    в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

   г) удержание позы, симметричность.

   д) наличие синкинезий.

   е) тремор.

   ж) саливация.


7. Состояние мимической мускулатуры:

   * изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

   * равномерно поднять брови

   * нахмурить брови

   * сглаженность носогубных складок.


8. Общее звучание речи:

   * выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

   * голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)

   * дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

   * темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

   *дикция (нечеткая, смазанная…)

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?


2. Составление рассказа по картинке: ….


3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…


4. Пересказ…


5. Рассказ по представлению…


СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

    а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

    б) объяснение значений слов:

        холодильник…

        пылесос…

       самолет…

   в)  название частей предметов:


           Чайник

 

        ______________донышко

       ______________носик

       ______________крышка

       ______________ручка.


           Часы

      ______________циферблат

     ______________цифры

    ______________стрелки

     ______________ремешок


        Стул

    ______________сидение

    ______________спинка

    ______________ножки.


г) Глагольный словарь:

Что делает:

                   Повар

                   Учитель

                   Врач

                   Почтальон?


Кто как голос подает:

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

 

д) словарь признаков:

  --подбор прилагательных к имени существительному:

     Лимон (какой?)

     Платье (какое?)

     Лиса (какая?)

 -- подбор антонимов:

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

 

Книга –

Рука –

Тетрадь –

Кошка –

 

 Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

 

Воробей –

Хлеб –

Перо –

 

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

 

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

 

 

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

 

а) выполнение инструкций, типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

 

б) понимание числа:

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

 

в) понимание рода:

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

 

г) понимание падежа:

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

 

д) понимание предлогов:

на    , в    , с   , из-под   , из   , за   , из-за   , под   , к   .

 

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

 А) изменение имен существительных по падежам:

        У меня есть карандаш.

        У меня нет…

        Я рисую …

                                     У меня есть бабушка.

                                     Дома нет …

                                    Подарю цветок …

                                    Пойду гулять с …

                                    Вспоминаю о …

 

Б) предложно-падежные формы:

    (по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,  перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

 

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

    Стол – столы

    Окно - …

    Глаз - …

   Дерево - …

   Пень -…

   Стул - …

   Рот - …

   Рукав - …

   Воробей - …

   Ухо - …

 

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

 

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Окна - …

Стулья - …

Ведра - …

Рыбки - …

Куклы - …

Уши - …

 

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

 

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары,  (см. выше).

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

    Б-П

    В-Ф

    Д-Т

    К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

    Н-Нь

    М-Мь

    Т-Ть

    К-Кь

    Г-Гь

    Х-Хь.

4. Свистящие:

    С                  Сь

    З                   Зь

    Ц

5. Шипящие:

    Ш                Ж

    Щ                Ч

6. Сонорные:

     Л                      Ль

     Р                      Рь

     Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

    С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

    Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

    Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

    Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...


ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

    Аоэ, уио, иэу.

    Аэоу, уиоэ, уаэу.

 

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

    Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

    Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

    Кот-кот-год, том-дом-том.

 

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

    Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

 

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

    Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

    Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

 

2. Отраженное проговаривание:

    Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.


3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.


Логопедическое заключение:______________________________________