Сценарий активизирующего общения «Птицы»

(для детей с нарушениями речи, старший дошкольный возраст)
 

Программное содержание:

  • Продолжать обучать детей составлению описательных загадок по теме;
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные вопросы);
  • Уточнить знания детей о диких птицах;
  • Закрепить понятие «перелетные», «зимующие»;
  • Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
  • Формировать устойчивые объединения через совместную деятельность;
  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им;
  • Учить детей договариваться друг с другом;
  • Воспитывать этически ценные способы общения.
Оборудование: карточки с изображением букв «П» и «З»; предметные картинки с птицами; описательные схемы Ткаченко; кубики для звукового анализа слов; разрезные слоги; трафареты птиц; карандаши. Используемые приемы и технологии:
  • Беседа.
  • Социо-игровые приемы.
  • Художественное слово.
  • Использование аудиозаписи.

Предварительная работа:

Ход занятия.

1.Звучит музыка из передачи «В мире животных». Логопед обращается к детям:

- 12345 – становитесь в круг играть. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- Ребята, мы с вами в течении занятия будем заполнять кроссворд. Слово под №1 надо отгадать с помощью загадки. Послушайте внимательно:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит, плохи дела.
Скорее подскажите нам,
Кто опасен паукам?
- Да вы что, а как вы узнали? (ответы детей, запись в кроссворд)
- Вы наверное уже догадались о ком мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
- Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда увидели корм. Изобразите воробья испугавшегося кошки.

Логопед предлагает  поиграть в игру «Волшебная палочка». Дети передают палочку друг другу, при этом называя птиц, по первому кругу: зимующих, по второму перелетных, по третьему домашних.
- А какие еще бывают птицы?
- Что есть у всех птиц?
- Чего больше крыльев или перьев?
- А теперь для работы нам нужно разделиться на 2 компании. Возьмите на столе каждый по карточке и объединитесь в группы.
На карточках написаны буквы П – перелетные, З – зимующие.

2. Ребята у меня все птицы перепутались, помогите мне их разделить на перелетных и зимующих. Картинки расположены на ковре, каждая компания выбирает свою птицу.
- Разобрались, молодцы. Выберите себе место для работы.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Картинка-тайна». Вы друг другу будете загадывать описательные загадки про птиц по описательной схеме.
- Как здорово, у вас получились такие интересные загадки. А теперь давайте попробуем подобрать звуковую схему слова к названию птицы. Проверять правильность выполнения задания будем друг у друга.
 
Компании ходят друг к другу в гости и угадывают название птицы по схеме.

3. А какое сейчас время года?
- Как вы думаете, почему перелетные птицы не остались у нас зимовать?
- Чем питаются перелетные птицы?
- Чем питаются зимующие птицы?
- Ребята, а вы знаете, что в суровые зимы из десяти синиц выживает только одна. Девять погибают от голода! Жалко? Очень. Надо оказать помощь голодающим птицам. Ребята, но птицам надо помогать не только зимой, но и весной, и летом, и осенью.
- А как мы будем помогать птицам весной?
- Посмотрите,  на столе стоят баночки с разным кормом. Как вы думаете, подойдет ли он для птиц?(ответы детей)
- Ребята, у меня рассыпались слова, помогите мне их собрать. Каждый возьмите по слогу и объединитесь в группу, так чтобы у вас получилось слово. У вас должно получиться четыре слова.
- Что это вы составили? Прочитайте слова.
- Какие птицы любят этот корм? (ответы детей)
- С помощью ваших ответов мы решим кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

4. Логопед предлагает компаниям по одному набору слов и они составляют предложения. Игра «Фраза с заданными словами».
Наборы слов: «скворец, гусеница, птенец»; «грач, весна, дерево»; «аист, лягушка, болото»; «зима, холодно, снегирь». Выслушиваются предложения, и обсуждаются группами.
   
5. Ребята вы сегодня были такими старательными и смышлеными, мне очень понравилось как мы с вами играли. А вы что-нибудь узнали нового? (ответы детей)

Дети я вас хочу попросить, что бы вы вместе с родителями нарисовали птиц, и мы в группе сделаем выставку ваших рисунков.