Конспект логопедического занятия тема: «Звуки С и Ш, буквы С и Ш»

(с использованием элементами социо-игровой педагогики)

Цели:

коррекционно-образовательные:
  • учить четко давать характеристику звукам С и Ш;
  • продолжать учить детей звукослоговому анализу слов;
  • учить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
коррекционно-развивающие:
  • учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки;
  • развивать слуховое внимание;
коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать их диалогическому общению.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С и Ш, схема артикуляции звука Используемые приемы и технологии:
  • беседа,
  • социо-игровые приемы,
  • дид. игра.

Ход занятия

1.Дети стоят в кругу.
– Ребята, представьте что мы с вами сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья (дети поднимают руки). Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (дети быстро-быстро шевелят пальчиками). Подул холодный ветер: С-С-С, закачались сосны (дети покачиваются и машут руками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (дети расслабляются). Снова подул ветер (дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются).

2. Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)
- Как подул холодный ветер? (С-С-С)
- А давайте с вами поиграем в игру «Волшебная палочка», передавая палочку по кругу будем называть:  - слова со звуком С;
- слова со звуком Ш.
- Хорошо, какие мы молодцы, столько слов много вспомнили и были внимательными.

3. Ребята, посмотрите сколько листочков у нас разлетелось. Давайте соберем листочки, и посмотрим, что там изображено (санки, стул, собака, стол, шарф, шуба, шкаф, шорты). Разделитесь на две компании так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее.
- Что у вас общего?
- А у вас?
- А теперь придумайте названия вашим компаниям, и выберите капитана (дети обсуждают).

4.Если ребята затрудняются при выборе капитана, логопед предлагает свою помощь. Игра «» один игрок берется правой рукой за нижний конец палки, впритык к нему правыми руками за палку 2-ой, 3-ий пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий быть капитаном. Далее все задания идут через капитанов.

1. Задание.
- Ребята, сейчас каждая компания расскажет какая артикуляция у вашего звука по схеме. За выполненное задание вам вдается фишка.

2. Задание.
- Мы с вами поиграем в игру «Будь внимательным». Давайте встанем в круг, если в слове услышите звук Ш, то компания звука Ш – хлопает в ладоши, а если в слове услышите звук С, то компания звука С – топает ногой.

3. Задание.
Капитаны команд берут у логопеда слова для выполнения звукового анализа. Компании выполняют задание, выслушивают друг друга и задают вопросы если что не понятно.

4. Задание. Логопед предлагает детям игру «Составь слово». Капитаны берут у педагога набор слог и компании  выкладывают слова. Побеждает та компания, которая за три минуты собрала большее количество слов.

5. Ребята, мы с вами сегодня хорошо поиграли.
- Что мы с вами нового узнали?
- Давайте посчитаем фишки. Какая компания выиграла?
- Нарисуйте друг другу призы и вручите.